Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Грамотеи" (для детей 5-7- лет)
01 сентября 2024
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Исетский детский сад «Ивушка» Исетского района Тюменской области
Руководитель кружка
Шерудило Анна Александровна воспитатель Исетского детского сада «Солнышко» филиал МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Грамотеи" (для детей 5-7- лет)
Пояснительная записка
Развитие речи детей - одна из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения и родители.
С целью обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя и связной речи мной был организован кружок «Грамотеи».
Уровни речевого развития детей одного возраста бывают различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в дошкольном возрасте. Работа по воспитанию звуковой культуры речи должна включать формирование правильного произношение звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. У детей среднего дошкольного возраста важно сформировать, а у старшего дошкольного возраста закрепить правильное произношение всех звуков родного языка.
Игры-занятия проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядный материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.
Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотеи» социально-гуманитарной направленности.
Цель: комплексное развитие речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха.
Задачи:
- развивать умение говорить и слушать;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащать активный и пассивный словарь;
- развивать звуковую культуру речи детей;
- развивать умение анализировать звуковую сторону устной речи.
- развивать артикуляционный аппарат;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- способствовать развитию графических навыков,
- формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
- расширять кругозор детей по окружающему миру.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке помогут развить индивидуальную творческую деятельность детей, будут способствовать объединению детей, их умению взаимодействовать между собой и педагогом; обогатят детей новыми знаниями в области речи; будут способствовать развитию внимания, усидчивости, памяти и мышления, а так же творческого воображения.
В основе занятий кружка лежат принципы, присущие занятиям в разных видах деятельности:
- учет возрастных особенностей старших дошкольников;
- принцип комплексного подхода;
- принцип сочетания различных форм организации деятельности.
- игровой принцип;
- принцип без оценочного позитивного принятия ребенка.
Возраст: старшая, подготовительная к школе группы.
Условия реализации: Основная программа кружка основывается на авторской технологии по обучению дошкольников разнообразным играм и упражнениям для развития речи дошкольников О.А. Новиковской «Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи». (Издательство Астрель, Санкт-Петербург 2009 год.)
Форма проведения занятий: Кружок проводится с подгруппой детей (10-15 человек). Тематическое планирование рассчитано на одно занятие в неделю на протяжении учебного года, то есть 36 занятий в год, длительность одного занятия 25 минут.
Режим занятий: На занятиях дети сидят или стоят полукругом - кругом, как можно ближе к руководителю, что помогает им хорошо видеть и слышать его и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности.
Каждое занятие состоит из 4 частей: зарядка для пальчиков, зарядка для язычка, стихотворения для развития речи, скороговорки и чистоговорки, штриховка, дорисуй, срисуй, соедини по точкам, соедини по цифрам, графический диктант, ребусы, логические задачи, загадки.
Дидактическое оснащение: демонстрационные карточки по артикуляционной гимнастике, дыхательной гимнастике, мяч, столы, стулья, маски животных, карандаши.
Заключение
- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов.
Итоговое занятие.
После изучения проводится итоговое занятие. Открытое занятие для родителей.
Перспективное планирование кружковой деятельности
Тема недели |
№ |
Задачи |
Тема кружкового занятия |
СЕНТЯБРЬ |
|||
«Человек, семья» |
1 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора. |
Зарядка для пальчиков: «Рисуем человечка». Зарядка для язычка: «Мое лицо». Стихотворения для развития речи: «Изучаем части тела». Чистоговорки, скороговорки. Штриховка. |
2 |
Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Это ручка правая, это ручка левая». Зарядка для язычка: «Водичка, водичка». Стихотворения для развития речи: «Массаж лица». Чистоговорки, скороговорки, срисуй. |
|
3 |
Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса. |
Зарядка для пальчиков: «Братья». Зарядка для язычка: «Семья». Стихотворения для развития речи: «Самомассаж речек». Чистоговорки, скороговорки, дорисуй. |
|
4 |
Овладение пальчиками, обучением навыкам самомассажа, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей |
Зарядка для пальчиков: «Оладушки у бабушки». «Десять внучат». Стихотворения для развития речи: «Самомассаж ушек». Чистоговорки, скороговорки, соедини по точкам. |
|
ОКТЯБРЬ |
|||
«Осень» |
1 |
Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Дождик». Зарядка для язычка: «За грибами» (ч. 1). Стихотворения для развития речи: «Осень наступала». Чистоговорки, скороговорки, соедини по цифрам. |
2 |
Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса. |
Зарядка для пальчиков: «За грибами за орехами». Зарядка для язычка: «За грибами» (ч. 2). Стихотворения для развития речи: «Осень, осень листопад». Чистоговорки, скороговорки, графический диктант. |
|
3 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора. |
Зарядка для пальчиков: «Рябиновые бусы». Зарядка для язычка: «За грибами» (ч. 3) Стихотворения для развития речи: «За грибами». Чистоговорки, скороговорки, чистописание. |
|
4 |
Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей |
Зарядка для пальчиков: «В лес по ягоды». Зарядка для язычка: «Лесные ягоды». Стихотворения для развития речи: «Яблонька». Чистоговорки, скороговорки, ребусы. |
|
НОЯБРЬ |
|||
«Игрушки» |
1 |
Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей |
Зарядка для пальчиков: «Барабан». «Игрушки-погремушки». Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Любимые игрушки». Чистоговорки, скороговорки, логические задачи. |
2 |
Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей |
Зарядка для пальчиков: «Заводная машинка». Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «Футбол». Чистоговорки, скороговорки, загадки. |
|
3 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора. |
Зарядка для пальчиков: «Пошли пальчики гулять». «Лесенка» Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (часть 3). Стихотворения для развития речи: «Ванька-встанька». Чистоговорки, скороговорки, штриховка. |
|
4 |
Выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Через палочку шагай». Зарядка для язычка: «Танины игрушки» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки». Чистоговорки, скороговорки, срисуй. |
|
ДЕКАБРЬ |
|||
«Зима» |
1 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, улучшение дикции, интонационной выразительной речи. |
Зарядка для пальчиков: «Зимой». Зарядка для язычка: «Зимой во дворе». Стихотворения для развития речи: «Встреча зимы». Чистоговорки, скороговорки, дорисуй. |
2 |
Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей |
Зарядка для пальчиков: «Пришла зима». Зарядка для язычка: «Зимой во дворе» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Ой мороз, мороз». Чистоговорки, скороговорки, соедини по точкам. |
|
3 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Новогодняя елочка». Зарядка для язычка: «Подарки деда Мороза». Стихотворения для развития речи: «Новый год». Чистоговорки, скороговорки, соедини по цифрам. |
|
4 |
Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей
|
Зарядка для пальчиков: «Новый год». Игра «лыжи, санки и коньки» Зарядка для язычка: «Подарки деда Мороза» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки». Чистоговорки, скороговорки, графический диктант. |
|
ЯНВАРЬ |
|||
«Домашние животные» |
1 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, улучшение дикции. |
Зарядка для пальчиков: «Цыпа-цыпа». «Коза и козленок». Зарядка для язычка: «Кошка». Стихотворения для развития речи: «Как животных нам назвать». Чистописание. |
2 |
Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей |
Зарядка для пальчиков: «Бычок». «Петушок». Зарядка для язычка: «Собака». Стихотворения для развития речи: «По хозяйству помогаем». Ребусы. |
|
3 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, улучшение дикции. |
Зарядка для пальчиков: «На дворе». Зарядка для язычка: «Лошадь». Стихотворения для развития речи: «На лошадке». Логические задачи. |
|
4 |
Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей |
Зарядка для пальчиков: «Лошадки». «Гуси». Зарядка для язычка: «Корова». Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки». Загадки. |
|
ФЕВРАЛЬ |
|||
«Дикие животные» |
1 |
Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей |
Зарядка для пальчиков: «Кукушечка». «Дятел» Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Как животных нам назвать?». Штриховка |
2 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма. |
Зарядка для пальчиков: «Вышел зайчик погулять». Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «Совушка-сова». Срисуй |
|
3 |
Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей
|
Зарядка для пальчиков: «Зайцы». «Совушка-сова» Зарядка для язычка: «В лесу» (часть 3). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». Дорисуй |
|
4 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, улучшение дикции. |
Зарядка для пальчиков: «Рисуем человечка». Зарядка для язычка: «В лесу» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Загадки». Соедини по точкам.
|
|
МАРТ |
|||
«Весна» |
1 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Пришла весна». Зарядка для язычка: «Весенняя прогулка» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Будем вместе мы играть». Чистоговорки, скороговорки, Соедини по цифрам. |
2 |
Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей
|
Зарядка для пальчиков: «Птичка». Зарядка для язычка: «Весенняя прогулка» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «Будем вместе мы играть» (повторение). Чистоговорки, скороговорки, Графический диктант. |
|
3 |
Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей
|
Зарядка для пальчиков: «Сосулька». Зарядка для язычка: «Цветы и насекомые» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». Чистоговорки, скороговорки, Чистописание. |
|
4 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Луг». «Подсолнушек». Зарядка для язычка: «Цветы и насекомые» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «Загадки». Чистоговорки, скороговорки, Ребусы.
|
|
АПРЕЛЬ |
|||
«Овощи» |
1 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Приглашаем в огород». Зарядка для язычка: «Репка». Стихотворения для развития речи: «В саду». Чистоговорки, скороговорки, Логические задачи. |
2 |
Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей |
Зарядка для пальчиков: «Морковка». Зарядка для язычка: «Репка» (повторение). Стихотворения для развития речи: «В саду» (повторение). Загадки. Чистоговорки, скороговорки |
|
3 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Капуста». «Картошка» Зарядка для язычка: «Сладко и горько». Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». Чистоговорки, скороговорки, Штриховка
|
|
4 |
Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей |
Зарядка для пальчиков: «Пирожки». Зарядка для язычка: «Сладко и горько» (повторение). Стихотворения для развития речи: «загадки». Чистоговорки, скороговорки, срисуй. |
|
МАЙ |
|||
«Лето» |
1 |
Овладение пальчиками, запоминание стихотворения, улучшение внимание, памяти, развитие творческих способностей детей
|
Зарядка для пальчиков: «Солнышко». «Дождик». Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 1). Стихотворения для развития речи: «Будем лето мы встречать». Чистоговорки, скороговорки, дорисуй |
2 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, выработка чувства ритма, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Во сыром бору». Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 2). Стихотворения для развития речи: «В лесу». Чистоговорки, скороговорки, соедини по точкам. |
|
3 |
Развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонетического слуха, пополнение словарного запаса, улучшение памяти и внимания детей. |
Зарядка для пальчиков: «На лужок». «На горе». Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (часть 3). Стихотворения для развития речи: «Дождик». Чистоговорки, скороговорки, соедини по цифрам |
|
4 |
Овладение пальчиками, развитие координации движений, запоминание стихотворений, расширение кругозора, улучшение дикции, интонационной выразительной речи, развитие наблюдательности. |
Зарядка для пальчиков: «Гули-гули». «Радуга». Зарядка для язычка: «Летняя прогулка» (повторение). Стихотворения для развития речи: «Рифмовки». «Загадки». Чистоговорки, скороговорки, графический диктант |
Список литературы
- Программа «От рождения до школы», под редакцией Н. Вераксы.
- Давыдов В.В. «О понятии развивающего обучения» Томск, Пеленг 1995г.
- Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: Детство-пресс, 2010
- Новиковская О.А. ««Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи», М.: Астрель, СПб.: Астрель – СПб, 2009 год.