Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Цветная логика" (для детей 3-4 лет)
01 сентября 2024
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Исетский детский сад «Ивушка» Исетского района Тюменской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Цветная логика" (для детей 3-4 лет)
Руководитель кружка
Шерудило Анна Александровна воспитатель Исетского детского сада «Солнышко» филиал МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 3-4 лет. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом. Возраст детей, участвующих в реализации программы с 3 до 4 лет.
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро совершенствуется деятельность органов чувств, зрительные и слуховые восприятия. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Цель рабочей программы - обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи рабочей программы
- Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
- Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
- Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
- Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
- Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Основные принципы программы:
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Формы проведения занятий: Игровые развивающие ситуации, групповые занятия.
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша реализуется через организацию деятельности кружка «Цветная логика». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр:
- На восприятие формы;
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие качеств величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие способности действия наглядного моделирования.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Количество занятий – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: для детей 3 - 4 лет – 20 минут.
Основная форма занятий подгрупповая. Диагностический анализ проводится 2 раза в год (начальный - октябрь; итоговый - апрель). Методы диагностики: наблюдения, беседа.
Возраст детей 3-4 года.
Методическое обеспечение программы.
Методы, используемые при реализации программы: занятия с детьми осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями.
Программа следует основным тенденциям в развитии современной методики обучения логики и математики:
коммуникативной направленности;
активации мыслительной (логически мыслить) деятельности детей в процессе овладения логическими операциями;
повышение мотивации учения;
индивидуальному подходу к детям;
техническому оснащению учебного процесса.
Дидактический материал: «Блоки Дьенеша», «Умные карточки», дидактические карточки, раздаточный материал для каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, игрушки для обыгрывания заданий, наглядные пособия, цветные вкладыши.
Ожидаемые результаты освоения программы:
К концу года дети могут:
- Группировать предметы по цвету, размеру, форме;
- При поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
- Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
- Определять количественное соотношение двух групп предметов; понимать конкретный смысл слов: больше- меньше, столько же;
- Различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
- Понимать смысл обозначений : вверху- внизу; впереди- сзади; слева- справа; на, над- под; верхняя- нижняя;
- Уметь кодировать и расшифровывать свойства геометрических фигур Дьенеша.
Работа с родителями: открытое занятие, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Материально – техническое обеспечение: ноутбук, телевизор, мультимедийные материалы, презентации.
Результатом учебной программы по сенсорному развитию детей следует считать:
- Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
- Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
- Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
- Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь
1 неделя - Занятие 1.
Знакомство с Блоками Дьенеша. Свободная игра, сравнение.
2 неделя - Занятие 2.
«Разложим ягоды по тарелочкам». На основании словесно обозначенных свойств блоков (три свойства круглые красные большие, желтые маленькиеквадратные, красные большие не треугольные ягоды).
Игра «Найди пару» (по форме и величине).
Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между образом свойства исловами, которые его обозначают.
3 неделя - Занятие 3.
Упражнение: «Построим два забора». (Строим заборы так, чтобы рядом были блоки разного цвета и размера (1-й забор, разного размера и формы 2-й забор одного цвета, 3 – й забор одной формы).
Дидактическая игра «Найди клад».
Развивать умение детей самостоятельно указывать сразу два свойства блока (камня).
Развивать умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов.
Развивать умение детей выявлять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину,
сравнивать предметы по заданным свойствам (два свойства – цвет и размер, размер иформа).
4 неделя - Занятие 4.
Упражнение: «Аквариумы для рыбок» (По карточке - инструкции)
Дидактическая игра «Художники». Обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не треугольный).
Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (рыбки). Развиватьумение детей рассуждать логически.
Октябрь.
1 неделя - Занятие 5.
Упражнение: «Построим дорожку к домику для ежонка» (Только из больших не круглых камней).
«Бортик для ёжика» (По правилу, записанному в таблице).
Дидактическая игра «Продолжи ряд». Дается карточка «образец» порядка выкладывания фигур.
Развивать внимание, логику. Закрепление умения находить закономерности.
Развивать умение выделять и абстрагировать цвет, размер, толщину, сравнивать
предметы по заданным свойствам (два свойства – форма и размер).
Развивать умении выделять свойства в предметах, следовать определенным правилампри решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейшихдействий (линейный алгоритм).
2 неделя - Занятие 6.
Упражнение: «Поможем геометрическим фигурам сесть в свою машину». (У фигур есть билет карточки-символы).
Дидактическое упражнение: «Поможем геометрическим фигурам найти свои вагончики в поезде».
Развивать устойчивую связь между образом свойства и словами, которые его обозначают.
Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию освойствах.
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форма, размер,толщина) предметов (два свойства, обозначать словом отсутствие какого- либо
конкретного свойства предмета (не толстый, не круглый и т. п.).
3 неделя - Занятие 7.
Упражнение: «Поможем гномикам разложить овощи по ящикам». (Первый ящик все морковки, во второй маленькие помидоры и маленький перец, в третийбольшой перец, в четвертый - большие помидоры).
«Поможем гномикам разложить овощи» (продолжение).
Развивать умение разбивать множество по одному свойству на несколько подмножеств, производить логическую операцию «не».
4 неделя - Занятие 8.
Упражнение: «Разложим овощи для салата по баночкам», (карточки-рецепты)
Игра «Найди пару» (по форме и величине).
Развивать внимание, закреплять умение выделять заданные фигуры из общего количества фигур.
Развивать умение решать логические задачи.
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форма, размер); обозначить словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не синий, не большой, не треугольный).
Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов.
Ноябрь
1 неделя - Занятие 9.
Упражнение: «Разделим блоки для Фиксиков». (Дети разбивают множество блоков на подмножества по двум совместимым свойствам (в каждой группе должно быть не более 4-5 блоков)
Игра на внимание «Какой фигуры не достает на карточке». Развивать умение детей разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколько подмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».
2 неделя - Занятие 10.
Упражнение: «Разгадаем загадки Лунтика». (Дети определяют форму недостающего цветка в каждой таблице).
Дидактическая игра «Второй ряд». Развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Выкладывание фигур по образцу, изображенному на карточке в первом ряду.
Закреплять умение выкладывать фигуры по заданному образцу.
3 неделя - Занятие 11.
Упражнение: «Поможем Кеше и Тучке» (подобрать деталь с помощью карточки инструкции).
Ситуация упражнение: Построим для Кеши и Тучки необычные автомобили.
Развивать умение детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Развивать творческое мышление, воображение.
4 неделя - Занятие 12.
Упражнение: «Поможем сказочным героям выбраться из леса» (выложитьдорожку по правилу, записанному на карточке-схеме).
Дидактическое упражнение "Найди недостающую фигуру" Развивать умения детей рассуждать.
Развивать умение строго соблюдать правила при выполнении действий, внимание.
Развивать внимание, логику.
Декабрь
1 неделя - Занятие 13.
Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети раскладывают блоки в таблице, ориентируясь на карточки-символы отрицания свойств).
Дидактическая игра «Второй ряд». Выкладывание фигур по образцу, изображенному на карточке в первом ряду. Закреплять умение выкладывать фигуры по заданному образцу.
Развивать внимание.
Развивать умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям (два свойства-размер и толщина).
2 неделя - Занятие 14.
Упражнение: «Поможем гномам разложить конфеты и подарки Деда Мороза по коробкам». (Дети разбивают множество блоков на подмножества по двум совместимым
свойствам.)
Ситуация упражнение «Ёлочная гирлянда для Незнайки». Закреплять умение детей самостоятельно подбирать необходимые детали и выкладывать их в определенной последовательности используя карточку.
Развивать умение разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколькоподмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».
Развивать умение прослеживать в таблице движение одного «цветового сигнала».
3 неделя - Занятие 15.
Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети выбирают среди предложенных карточек-символов необходимые для выполнения задания и вставляют их в соответствующие пустые окошечки).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Развивать умение детей определять фигуры на ощупь, (достань толстый треугольник,не тонкий квадрат и т. д.).
Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер). Развивать внимание детей.
4 неделя - Занятие 16.
Упражнение: «В гостях у Доктора Айболита». (Дети отбирают из всех предложенных для решения задачи блоков только те, которые удовлетворяют правилам, записанным с помощью блок-схемы, и прикрепляют их к магнитной доске).
Дидактическая игра: «Укрась ёлочку». Развивать способность к анализу, абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «Блок-схема»).
Закреплять умение детей действовать при помощи карточки-схемы.
Январь
1 неделя - Занятие 17.
Упражнение: «Пробеги дистанцию». (Дети берут по одному участнику соревнований (блоку) и помогают ему «пробежать дистанцию». При выполнении задания просить детей проговаривать вслух, на какую дорожку необходимо свернуть каждый раз).
Дидактическая игра «Цепочка». Развивать умение расшифровывать информацию (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (два свойства) у предметов по их знаково-символическим обозначениям.
Закреплять умение выкладывать фигуры в заданном на карточке порядке повторяя повозможности длиннее цепочку.
2 неделя - Занятие 18.
Упражнение: Поставим Роботам недостающие кнопочки. (Найди форму недостающих фигур в каждой таблице).
Дидактическая игра «Найди клад». Развивать способность анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать умение выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, размер, толщину) предметов, (два свойства).
3 неделя - Занятие 19.
Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети самостоятельно выделяют признаки-основания классификации и обозначают их с помощью карточек символов-свойств).
Дидактическая игра «Какой фигуры недостает?» Развивать умение самостоятельно выделять у предметов снования классификации иобозначать их с помощью карточек символов-свойств.
Развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать.
4 неделя - Занятие 20.
Упражнение: «Поможем Кузе дойти до домика Лесовичка». (Дети берут по одному блоку и помогают ему дойти до домика, при выполнении задания необходимо,чтобы дети рассуждали вслух, на какую дорожку нужно свернуть каждый раз.)
Дидактическая игра «Волшебное зеркало». Выложить фигуры в обратном порядке, (карточка).
Развивать логическое мышление, умение рассуждать. Развивать умение осуществлятьпоиск, ориентируясь на расположение карточек-символов в горизонтальных ивертикальных рядах, пользуясь как наличием, так и отрицанием определенного свойства (формы).
Развивать внимание.
февраль
1 неделя - Занятие 21.
Упражнение: «Поможем перешить неправильно пришитые пуговицы». (Дети по карточкам – инструкциям выбирают блок, который удовлетворяет заданному правилу, и меняют один блок на другой).
Дидактическая игра «Угадай - ка» Развивать умение обозначать словами одно свойство предмета через отрицание других свойств.
Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке.
2 неделя - Занятие 22.
Упражнение: Поможем работника швейной фабрики разложить пуговицыпо коробкам. (Коробки обозначены символами-свойств).
Ситуация проблема «В гости пришли матрешки большая и маленькая они не могут подобрать пуговицы к платьям».
Развивать умения разбивать множество по двум совместимым свойствам на несколькоподмножеств, производить логические операции «не», «и», «или».
3 неделя - Занятие 23.
Упражнение: Поможем жителям Цветочного города подготовиться к празднику города. Развесим флажки на ниточках. (Раскладывают блоки по правилу,записанному в таблице).
Дидактическая игра «Прятки» (Ведущий прячет блок в коробку и дает задание угадать сразу три его свойства (например, цвет, толщину и форму).
Развивать умение выделять свойства в предметах (флажки, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм).
Развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов (цвет, форму, размер, толщину).
4 неделя - Занятие 24.
Упражнение: Отремонтируем бордюр у фонтана. (Дети определяют недостающие фигуры в каждой таблице. Затем выбирают из блоков (камней, блок (камень, который удовлетворяет заданным условиям).
Дидактическая игра «Найди пару другого цвета». Развивать способность к анализу абстрагированию, умению строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (алгоритм «блок-схема»).
Закреплять свойства блоков, внимание у детей.
март
1 неделя - Занятие 25.
Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети выкладывают из блоков Дьенеша постройки на своих основах для самостоятельной работы).(Детская площадка).
Логическая игра «Домино». Развивать способности анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать логику детей, закреплять умение выделять свойства блоков.
2 неделя - Занятие 26.
Упражнение: Поможем Машеньке написать письма.
Самостоятельная работа. (Раздать детям тарелочки с блоками, карточки-письма, и карточки-символы свойств).
Дидактическая игра: «Найди недостающую фигуру» Развивать умение кодировать информацию о свойствах предметов (цвет, форма, размер, толщина).
Развивать внимание умение анализировать, делать выводы.
3 неделя - Занятие 27.
Упражнение: Самостоятельная работа. (По таблице дети создают новые модели звездолетов для космических путешествий Звездочета).
Дидактическая игра «Четвертый лишний». Развивать способности к анализу, абстрагированию, творческое мышление, воображение.
Развивать внимание, умение анализировать, делать выводы.
4 неделя - Занятие 28.
Упражнение: Поможем доктору Айболиту разложить пилюли по отделениям коробки. (По горизонтали: в первом отделении – большие пилюли, во втором – маленькие; по вертикали; в первом отделении – пилюли треугольной формы,во втором – квадратной, в третьем – круглой и в четвертом – прямоугольной).
Игра на внимание «Найди что изменилось»
Развивать умение классифицировать предметы по самостоятельно выделенным основаниям классификации, обозначать основания классификации с помощью карточек – символов.
Закреплять умение кодировать информацию о свойствах предметов.
Апрель
1 неделя - Занятие 29.
Упражнение: Развезем конфеты по магазинам. (Дети развозят конфеты помагазинам, ориентируясь на карточки – схемы свойств).
Дидактическая игра «Чудесный мешочек. Развивать умение определять фигуры на ощупь, закреплять свойства блоков.
Развивать умение классифицировать предметы. Развивать способности кабстрагированию, анализу, декодированию.
2 неделя - Занятие 30.
Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети по карточкам – инструкциямвыбирают логические фигуры (конфетки, которые удовлетворяют заданным правилам,и меняют одну фигуру (конфетку) на другую.
Дидактическая игра «Прятки». Развивать умение декодировать информацию о свойствах предметов (два свойства-форма и толщина).
3 неделя - Занятие 31.
Упражнение: Отправимся на почту. Поможем сотрудникам почты рассортировать посылки. (Дети берут одну из карточек-инструкций, находят блок-посылку с заданным условием задачи свойствами и кладут в заданную условиями задачи клеточку таблицы).
Логическая игра «Домино». Развивать умение выявлять свойства в предметах и абстрагировать эти свойства от других, умение читать схему, закрепление навыков порядкового счета.
Развивать логику детей, закреплять умение выделять свойства блоков.
4 неделя - Занятие 32.
Упражнение: Заменим больные камни на здоровые (Дети по карточке – инструкции выбирают блок (камень, который удовлетворяет заданному правилу, и меняют один блок (камень) на другой. Карточки инструкции двухсторонние. С однойстороны карточки приклеены изображения цвета. С другой стороны, с помощьюкарточек-символов видоизменения свойств указано, какиесвойства блока (камня) необходимо изменить).
Дидактическая игра «Найди клад».
Развивать умение видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой, изображенной на карточке. Закреплять умение детей работать с карточками.
Май
1 неделя - Занятие 33.
Упражнение: Самостоятельная работа. (Дети выкладывают на столе из логических фигур Дьенеша цепочку согласно образцу. Затем по записанным правилам,производят изменения в ряде фигур и записывают то, что у них получилось, в своихкарточках).
Дидактическая игра «Угадай - ка» Развивать умение обозначать словами одно свойство предмета через отрицание других свойств.
Развивать умение детей видоизменять свойства предметов в соответствии со схемой,изображенной на карточке.
2 неделя - Занятие 34.
Дидактическая игра «Второй ряд».
Дидактическая игра «Какой фигуры недостает?»
Развивать умение расшифровывать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств (одно свойство-размер).
3 неделя - Занятие 35.
Упражнение: «Поможем гномам разложить конфеты для подарка»
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Развивать умение строго выполнять правила при выполнении действий, внимания.
4 неделя - Занятие 36. Открытое занятие для родителей.
Свободная игра с предложенными образцами карточек Дьенеша.
Дидактическая игра «Волшебная машина» Развивать умение обозначать словами одно свойство предмета через отрицание другихсвойств.
Список литературы:
- Давайте вместе поиграем. Комплект игр с блоками Дьенеша. (под ред. Б. Б. Финкельштейн. Санкт-Петербург. ООО Корвет. 2001 г.)
- А. Михайлова, Е. А. Носова Логико-математическое развитие дошкольников. - Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2015.
- Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая Логика и математика для дошкольников - Санкт- Петербург: Детство- пресс, 2008.