Сайт воспитателя Шерудило Анны Александровны

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Юный экспериментатор – хочу всё знать!» (для детей 5-7 лет)

01 сентября 2023

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Исетский детский сад «Ивушка» Исетского района Тюменской области

  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

познавательной направленности

«Юный экспериментатор – хочу всё знать!»

возрастная категория - 5 - 7 лет

срок реализации – 2023 – 2024 учебный год платный

 

Руководитель кружка

Шерудило Анна Александровна воспитатель Исетского детского сада «Солнышко» филиал МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»

 

Содержание

 

  1. Целевой раздел
    • Пояснительная записка……………………………………………
    • Новизна и оригинальность программы…………………………..
    • Актуальность и педагогическая целесообразность программы..
    • Цели и задачи программы…………………………………………
    • Принципы и подходы к формированию программы…………….
    • Отличительные особенности………………………………………

 

  1. Содержательный раздел
    • Формы работы, структура и режим занятий…………………………
    • Ожидаемые результаты и способы их проверки…………………….
    • Комплексно - тематическое планирование……………………….
    • Взаимодействие с семьями воспитанников……………………….

 

  • Организационный раздел
    • Методические приемы обучения……………..……………………..
    • Техническое оснащение занятий…………………………………….
    • Формы подведение итого………………………………………….

 

  1. Перечень методической литературы..........................................

 

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру.

Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть  предмет,  но  и  потрогать  его  руками,  понюхать,  постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним».

Мы, педагоги и родители, в свою очередь, хотим видеть наших воспитанников и детей - самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Понимая все значение экспериментирования для развития познавательных способностей детей, мной была разработана программа кружка для детей старшего дошкольного возраста.

  • Новизна программы кружка состоит:

-в применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;

-в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

-в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

  • Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В основе возникновения и развития опытно-экспериментальной деятельности лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, направленных на познание окружающего мира. Актуальность программы состоит в том, что с помощью метода экспериментирования, дети получают реальные представления о

 

различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности,  лежащие  в  основе  явлений  окружающего  мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Также применение метода экспериментирования положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.

  • Цели и задачи

Цель:

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды.

Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:

  1. Расширить представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.
  2. Обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.
  3. Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  4. Развивать и совершенствовать речь детей.
  5. Повысить компетентность родителей по организации детского экспериментирования в семье и ДОУ.
    • Принципы и подходы к формированию программы

Программа построена на принципах:

  • Принцип последовательности. От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. В начале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
  • Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
  • Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям).

Проводимые эксперименты должен отвечать условиям:

  • максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
  • безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результа;
  • показ только существенных сторон явления или процесса.
  • Принцип наглядности. Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

 

  • Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
  • Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.
  • Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
  • Принцип взаимодействия с семьей.
    • Отличительные особенности программы

Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности.

Метод экспериментирования, являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Сроки реализации рассчитаны на один год обучения.

  • Формы работы, структура и режим занятий

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется во второй половине дня один раз в неделю. Каждое занятие предусматривает проведение как теоретической, так и практической части со всеми детьми группы Практическая часть предусматривает распределения детей по подгруппам. Занятие проходит – 30 минут.

 

Начало учебного года

01.09. 2023г.

Продолжительность учебного года в

(неделях)

36 недель

Продолжительность учебных недель в

месяц

4 недели

Продолжительность занятий в неделю

1 занятие

Окончание учебного года

31.05.2024г.

 

Формы работы:

-НОД, с использованием опытов;

-совместная и самостоятельная деятельность (игры дидактические и сюжетно-ролевые).

Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится в игровой форме и строится по одному и тому же плану:

  1. Подготовка к занятию, приветствие от лица игрового персонажа, объявление темы занятия.
  2. Закрепление темы прошлого занятия (какой эксперимент проводили, приемы проведения эксперимента).
  3. Введение в новую тему с использованием различных игровых методов и приемов, показ воспитателем процесса выполнения эксперимента, способа соединений веществ.
  4. Использование физкультминутки, способствующей переключению внимания детей.
  5. Закрепление нового материала через вербализацию детьми этапов и правил технической безопасности.
  6. Самостоятельное проведение эксперимента по техническому плану или по схеме, самоанализ своей работы: проблема, выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми, проверка гипотез, проверка итогов, вывод, фиксация результатов.
  7. Рефлексия.

Место воспитателя по обучению детей опытно-экспериментальной деятельности с различными веществами, меняется по мере развития овладения детьми навыками выполнения экспериментов. На первых занятиях всегда организуется полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, к показу привлекаются дети, допускается самостоятельная работа по карточкам- схемам или словесному описанию.

При ознакомлении дошкольников с различными техниками используются загадки, стихотворения, раскрывающие тему занятия: энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы интересных историй, знаменательных датах, сюрпризные моменты с использованием различных игровых персонажей.

Это способствует лучшему усвоению материала и доступному ознакомлению со сложными для восприятия темами.

  • Ожидаемые результаты и способы их проверки
  1. Дети владеют знаниями об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.
  2. Дети умеют проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и  делать  умозаключения;  анализировать  и  фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.
  3. У детей сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов.
  4. У детей развита связная речь, словарь обогащён специальной терминологией.
  5. Родители компетентны              в              вопросах             организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

 

2.3. Комплексно -тематический план программы

 

Сентябрь

1.

Знакомство с опытами с техникой безопасности.

Опыт со свечой и стаканом

Ребёнок убедится,             что огонь           сжигает кислород,    а из-за отсутствия

воздуха давление внутри ёмкости снижается               и

образуется вакуум.

Что понадобится: свеча, стакан.

2.

Делаем эксперимент для детей:

лампа из лавы.

Чтобы получить настоящую лавовую лампу,

необязательно ее покупать.

Благодаря реакции соды и лимонной кислоты, которую провоцирует вода, можно добиться

такого же эффекта. Главное — выбрать

подходящий

стеклянный сосуд.

Что понадобится:

растительное масло, сода, лимонная кислота, вода и любой пищевой краситель.

Что делаем:

 Наливаем растительное масло в любую вытянутую стеклянную емкость;

 В отдельном месте замешиваем столовую ложку воды и ложку лимонной кислоты;

 Высыпаем смоченную кислоту в сосуд с маслом;

 Капаем немного пищевого красителя в емкость, наполненную водой;

 Выливаем окрашенную воду в сосуд с маслом и оставляем его открытым.

!!! Вместо стеклянной емкости можно использовать прозрачную бутылочку от любой косметики, так даже удобнее, потому

что не придется отмывать посуду от растительного масла.

3.

Маятник из обычной свечи.

Как увлечь ребенка физикой,              нет ничего лучшечем показывать

ребенку эксперименты,

объясняющие азы этой науки. Таким является свечной маятник, который легко создать

Что понадобится:

два бокала, свеча с длиной в 15 сантиметров и диаметром в 2 сантиметра, металлическая спица для вязания и зажигалка.

Что делаем:

 Нижний конец свечи аккуратно очищаем от парафина;

 Примерно в середине свечку протыкаем металлической спицей;

 Выставляем два бокала рядом, а потом кладем поверх них спицу, на которую нанизана свеча;

 Поджигаем свечу с обоих концов.

4.

Движущаяся вода

Этот

занимательный      и зрелищный

Что понадобится: набор акварельных

красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные

 

 

эксперимент с водой    поможет

ребенку понять, как происходит смешение цветов. А    еще    он

показывает,         как вода                 может двигаться незаметно           для человеческого глаза.

влажные салфетки.

Что делаем:

 Сворачиваем салфетки в полосочки одинакового размера;

 Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%;

 В каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок;

 Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода

поднимается, а в чистых стаканах

формируются цвета.

 

Октябрь

 

1.

Давление воздуха:

видим своими глазами

Когда ты ребенок, вообразить атмосферу и ее эффект особенно сложно. Но этот эксперимент показывает, что мир физики гораздо сложнее, ведь именно

благодаря ему ребенок может увидеть действие

атмосферного давления.

Что понадобится: вода, прозрачный стакан, ненужный лист плотной бумаги.

Что делаем:

 Сначала показываем ребенку, что вода капает, если ее немного вылить из

стакана, а бумага падает;

 Наливаем в стакан заготовленную воду;

 Прикрываем его бумагой и,

придерживая, быстро переворачиваем вверх дном;

 Убираем ладонь и видим, что вода не выливается, потому что на нее и на бумагу действует давление.

2.

Познавательн ый опыт для детей с соленой

водой

Многие дети из личного опыта знают, что плавать в соленой воде проще, чем в пресной.

Следующий простой эксперимент, который может проводить даже дошкольник,

только подтвердит утверждение

Что понадобится: два сырых куриных яйца, поваренная соль, два стакана и вода.

Что делаем:

 Надо налить в стаканы воду, в один из них высыпается соль, все тщательно размешивается;

 В каждый стакан погружается яйцо;  Наблюдаем, как в чистой воде яйцо тонет, а в соленой всплывает на

поверхность.

3.

Яйцо без

скорлупки —

Ребенок не хочет чистить

зубы? Тогда время

Что понадобится: стакан уксуса, куриное яйцо.

Что делаем:


как «живое»

познакомить его с тем, насколько

легко разрушить что-либо из кальция. Для примера можно провести этот занимательный химический

эксперимент.

 Заливаем уксус в емкость, в которой будет проходить опыт;

 Кладем в нее яйцо и убираем в спокойное теплое место;

 Через несколько дней видим, что кальциевая оболочка скорлупы полностью уничтожена и рассматриваем яйцо.

4.

Разноцветное молоко, которое движется

Некоторые эксперименты строятся на использовании

молока, его химические

свойства отлично подходят, чтобы показывать, как

действуют моющие средства. Этот эксперимент

объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.

Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.

Что делаем:

 Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;

 С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;

 Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;

 Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь

краски;

 Наблюдайте, как краски начинают

«разбегаться» от ватной палочки.

Ноябрь

 

1.

Увлекательный детский эксперимент: воздушный

шарик

надувается сам

Этот простейший

детский эксперимент показывает, что в мире существуют разнообразные газы. Он пройдет особенно удачно, если маленький

ученый любит воздушные шарики.

Что понадобится: бутылочка с узким

горлом, воздушный шарик любого цвета, сода, уксус.

Что делаем:

 Налейте в бутылку уксус так, чтобы было заполнено примерно 20% от

объема;

 Положите в шарик до четырех ложечек соды;

 Натяните шарик на бутылку, при этом следите, чтобы сода не высыпалась сразу же внутрь;

 Когда шарик будет плотно натянут,

аккуратно отпустите его и наблюдайте, как он мгновенно надувается.

!!! Можно объяснить ребенку, что из-за совмещения уксуса и соды вырабатывается

углекислый газ, он и помогает шарику так

 

 

 

быстро и легко раздуться.

2.

Эксперимент для детей: змейка из пепла

Этот занимательный опыт для детей также называют фараоновой змеей. Все из-за того, что вещество во

время реакции будет извиваться,

совсем как рептилия. Если ребенок не из пугливых, ему

точно понравится этот эксперимент

Что понадобится: просеянный песок,

сахарная пудра, спирт в 95%, пищевая сода, зажигалка или спички.

Что делаем:

 Из песка сделайте небольшую горку, пропитайте ее спиртом и сделайте на вершине небольшое углубление;

 Смешайте чайную ложечку пудры и четверть ложки соды;

 Положите смесь в уже сделанную ямку;

 Подожгите спирт и дождитесь, чтобы вся смесь почернела, а из нее резко

начала «выползать» фараонова змея.

3.

Самозатухаю- щая свеча

Другой трюк

с                      огнем

называется самозатухающая свеча.       С       его помощью                   можно разобраться,     как образуется            и действует

углекислый газ.

Что понадобится: стеклянный стакан, блюдце, свеча в алюминиевой гильзе, вода и зажигалка.

Что делаем:

 Положите свечку в центр блюдца;

 Заполните блюдце водой так, чтобы она доходила до бортиков свечи;

 Зажгите фитиль и дайте ему разгореться;

 Накройте свечу стаканом;

 Смотрите, как огонь гаснет, а вода быстро собирается из блюдца в стакан.

4.

Увлекательные эксперименты для детей:

разная плотность жидкостей

Понятие плотности

вводится     уже    в школьном                       курсе физики. Но этот небольшой эксперимент

поможет маленькому исследователю

понять, что даже жидкости могут иметь разные плотности.

Что понадобится: прозрачный высокий стакан, вода, жидкий краситель, жидкое мыло, подсолнечное масло, четыре мерных стаканчика.

Что делаем:

 Наливаем все жидкости в мерные стаканчики;

 Смешиваем воду и краситель;

 Заливаем в высокий стакан жидкое мыло;

 Сверху выливаем подкрашенную воду;

 Потом в высокий стакан добавляем подсолнечное масло.

!!! Важно: этот опыт показывает, что жидкости с разной плотностью не

смешиваются, поэтому в большом стакане и образуются необычные слои.

 

Декабрь

 

1.

Детский эксперимент: лук ест кислород

Экспериментиров ать можно и с растениями, например, с

луком. Этот опыт показывает, как растение может поглощать

кислород и тем самым

воздействовать на горение

Что понадобится: пророщенный лук,

стаканчик с жидкостью, пластилин и спички.

Что делаем:

 Поместите луковицу в воду, примерно через неделю появятся корешки;

 Слейте жидкость и оставьте луковицу в стакане еще на 12 часов;

 После уберите луковицу и опустите в емкость горящую спичку, на этом

этапе ничего не произойдет;

 Верните луковку на место, заклейте стык пластилином;

 Через несколько часов быстро достаньте луковицу и погрузите спичку опять, наблюдайте, как она

гаснет.

2.

Ледяные мыльные пузыри

Ребенок не хочет ждать лета, чтобы играть с

мыльными пузырями? Тогда точно стоит провести этот эксперимент вместе с ним.

Мыло замерзает при температуре в

-7 градусов, поэтому провести

его довольно просто.

Что понадобится: непосредственно

жидкость для мыльных пузырей, свежий снег.

Что делаем:

 Подготовьте жидкость для запускания пузырей;

 Если ее нет, смешайте воду, жидкое мыло и глицерин;

 Найдите свежую снежинку и аккуратно выдуйте на нее мыльный пузырь;

 Смотрите, как пузырь быстро

покрывается льдом и покрывается уникальным узором.

3.

Живая вода

Опыты с водой считаются

одними из наиболее простых

в исполнении.

Обязательно присмотритесь к ним, если вы не хотите тратить много ресурсов на экспериментирова ние

Что понадобится: емкость с водой, две веточки с почками.

Что делаем:

 Заполните емкость чистой водой;

 Установите в стакан срезанную на улице веточку, а вторую положите рядом;

 Через некоторе время проанализируйте с ребенком, почему почки у той,

которая стояла в воде, распустились.

Сколько времени занимает эксперимент: несколько дней

!!!Важно: можно немного поменять условия эксперимента, например, поставить третью

ветку в воду, в которой была растворена

 

 

 

пищевая соль.

4.

Дождь из тучки

Оказывается, можно сделать

настоящую тучку.

Чтобы реализовать эту яркую идею, понадобится довольно

неожиданный материал, а именно пена для бритья. Но не сомневайтесь в этом эксперименте, он все еще простой и

понятный.

Что понадобится: баночка с водой, пена для бритья, пищевые красители любых цветов.

Что делаем:

 Растворите красители всех заранее заготовленных цветов;

 На заполненную водой баночку вылейте пену в виде тучки;

 Залейте поверх пены краситель и

наблюдайте, как из тучки появляется разноцветный дождь.

.

Январь

 

1.

Эксперимент для детей: дырявый пакетик

Пластик окружает нас в любом возрасте. Этот эксперимент

поможет познакомить

ребенка с одним из наиболее

распространенных материалов. И понять, что совершенно не

важно, есть ли в

нем дырки или нет!

Что понадобится: вода, прозрачный пакетик, остро заточенные карандаши. Что делаем:

 Наполните пакет водой, на первом этапе в нем не должно быть каких- либо дыр;

 Для удобства завяжите его;

 Аккуратно проткните пакет

карандашом насквозь, делать это лучше над раковиной;

 Наблюдайте, как пакет будет удерживать воду.

!!!Полиэтилен — материал пластичный.

Поэтому, когда его протыкают, он как бы растягивается вокруг карандаша.

2.

Домашний вулкан

Ребенок любит яркие эксперименты?

Тогда точно создаем вулкан. Особенно часто такой опыт впечатляет тех, кто еще не начал изучать химию и физику, поэтому

его часто

Что понадобится: пластилин, нежалимая бутылка, сода, пищевой краситель, уксус. Что делаем:

 Сначала нужно взять бутылку, желательно, чтобы у нее было тонкое горлышко, ее облепливают пластилином;

 Внутрь нужно залить теплую воду, добавить соду и краситель;

 Позвольте ребенку налить внутрь уксус и наблюдайте, как

импровизированная лава выходит из

 

 

проводят в

детских садах.

вулкана.

3.

Радуга на столе

Возможно, физика ребенку еще не известна. Но он явно сталкивался с таким

природным явлением как

радуга. Создать радугу можно, но тут без помощи взрослого совсем

маленькому экспериментатору вряд ли можно

обойтись.

Что понадобится: емкость с водой, фонарь, зеркало, бумага.

Что делаем:

 Поместите на дно емкости с водой зеркало;

 Начните под небольшим углом светить на стекло;

 Аккуратно меняйте положение руки, чтобы размер и четкость радуги

менялись.

!!! Это интересно: радугу можно создать любых размеров, тут все зависит от величины емкости с водой, поэтому такой опыт часто проводят, чтобы после сделать

милые фотографии.

4.

Кристаллы

Солевые кристалы растить нужно довольно долго, поэтому для нетерпеливых и

очень маленьких детей эксперимент не

подойдет. Однако результат стоит любого ожидания, потому что они выглядят

невероятно красиво.

Что понадобится:

емкость с водой, соль, нитка или проволока.

Что делаем:

 Растворите соль в воде и тщательно все размешайте, можно добавить краситель, но это не обязательно;

 Возьмите заранее заготовленную нитку или проволоку, поместите их в раствор;

 Оставьте все в спокойном затемненном месте и проверяйте, как соль постепенно нарастает на основе.

Февраль

 

1.

Делаем слайм сами

В        2020       году

слаймы           были максимально популярными.

Именно поэтому появилось много рецептов для их создания. Состав у слайма очень простой, поэтому с таким опытом может справиться сам ребенок.

1. Делаем слайм сами

Что понадобится:

краситель любимого цвета, вода, сода и клей.

Что делаем:

 Воду с красителем и клей надо размешать, клей берут из рассчета, что это и будет объем слайма;

 В отдельной емкости часть клея замешивается с пищевой содой;

 Все пересыпается в пакетик и активно размешивается до однородного состояния. Слайм готов!

 Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут

 

2.

Слоновья зубная паста

Дети с ранних лет знают, что слоны огромны. Легко

предположить, что и их зубы гораздо больше человеческих.

Предложите ребенку приготовить

слоновью зубную пасту. Для ее создания нужны минимальные знания о химии и немного

вдохновения.

Что понадобится: перекись водорода, вода, марганцовка и жидкое мыло.

Что делаем:

 Сначала нужно растворить марганцовку в воде;

 К окрашенной жидкости добавьте мыло;

 В финале нужно залить в смесь перекись водорода;

 Наблюдайте, как жидкость набухает и превращается в громадную пасту.

!!!Обратите внимание: чтобы не столкнуться с беспорядком, стоит проводить этот эксперимент не в емкости с широким

горлышком, а в бутылке. Её потом будет не жалко выбросить.

3.

Невидимые лимонные чернила

Ребенок интересуется мистикой и любит секреты? Тогда научите его готовить

невидимые чернила. Скорее всего, этот эксперимент

надолго увлечет его.

Что понадобится:

перекись водорода, вода, марганцовка и жидкое мыло.

Что делаем:

 Сначала нужно растворить марганцовку в воде;

 К окрашенной жидкости добавьте мыло;

 В финале нужно залить в смесь перекись водорода;

 Наблюдайте, как жидкость набухает и превращается в громадную пасту.

!!!Обратите внимание: чтобы не столкнуться с беспорядком, стоит проводить этот эксперимент не в емкости с широким

горлышком, а в бутылке. Её потом будет не жалко выбросить.

4.

Колыбель Ньютона

Этот эксперимент подойдет уже не совсем маленьким ученым, потому что осмыслить, что произошло, без             базовых

знаний физики довольно трудно.

Что понадобится:

три примерно одинаковые бутылки, вода, небольшой мячик.

Что делаем:

 Наполните бутылки одинаковым количеством жидкости;

 Поставьте бутылки друг с другом в ряд;

 С силой киньте мячик в ближайшую бутылку и наблюдайте, как падает третья в ряду.

!!!Так происходит, потому что кинетическая энергия преображается в потенциальную.

Простыми словами, потому что сила удара

 

 

 

пропускается через поверхность.

Март

 

1.

Электропоезд из батареек

Любите физику? Имеете у себя небольшую

коллекцию батареек и знаете, где достать моток проволоки? Тогда этот эксперимент

точно вам подойдет. По

сути, в его ходе можно создать настоящий

вечный двигатель.

Что понадобится:

медная проволока, магниты, батарейка, книги и любые другие «препятствия» для поезда.

Что делаем:

 Медную проволоку надо скрутить в импровизированный тоннель;

 Выложите ее так, чтобы был некий рельеф, например, подложите вниз книги или вылепите склоны из пластилина;

 «Запустите» внутрь батарейку, закрепив к ее краям неодимовые магниты;

 Смотрите, как электрический поезд

сам движется внутри медного тоннеля.

2.

Настоящий хамелеон

Этот опыт отличается от предыдущих,

потому что в нем важнее не какая- то химическая

реакция, а умение ребенка рисовать. Но, возможно, этим он и интересен

Что понадобится: две пластиковые тарелки одинакового размера, игрушечные глаза, игла и нитки, фломастеры, ножницы.

Что делаем:

 Поручите ребенку разукрасить тарелку на свой вкус, можно предложить нарисовать все цвета радуги;

 Сами вырежьте фигуру хамелеона на второй тарелке;

 Наложите одну тарелку на другую и сшейте их между собой в середине;

 Налепите на хамелеонов глаза и медленно крутите, наблюдая, как меняются цвета у бумажного

хамелеона.

3.

Зажигаем радугу

Есть            лишняя

пачка         Skittles?

Тогда

обязательно воспользуйтесь этим      вариантом игры с ребенком. Выходит  уж очень                   наглядно. И,              конечно, заставляет

задуматься о том, как работают пищевые

красители.

Что понадобится: тарелка, вода и пачка конфеток Skittles.

Что делаем:

 Налейте в тарелку чистую воду;

 Выложите по краю тарелки конфеты;

 Ждите, пока не начнется химическая реакция, и наблюдайте, как к центру тарелки сходится радуга.

 

4.

Танцующие человечки

Правильно этот опыт называется ньютоновская

жидкость.          Но, если экспериментатор еще не знаком с именем        

Оставить комментарий: