Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Юный экспериментатор – хочу всё знать!» (для детей 5-7 лет)
01 сентября 2023
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Исетский детский сад «Ивушка» Исетского района Тюменской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
познавательной направленности
«Юный экспериментатор – хочу всё знать!»
возрастная категория - 5 - 7 лет
срок реализации – 2023 – 2024 учебный год платный
Руководитель кружка
Шерудило Анна Александровна воспитатель Исетского детского сада «Солнышко» филиал МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка……………………………………………
- Новизна и оригинальность программы…………………………..
- Актуальность и педагогическая целесообразность программы..
- Цели и задачи программы…………………………………………
- Принципы и подходы к формированию программы…………….
- Отличительные особенности………………………………………
- Содержательный раздел
- Формы работы, структура и режим занятий…………………………
- Ожидаемые результаты и способы их проверки…………………….
- Комплексно - тематическое планирование……………………….
- Взаимодействие с семьями воспитанников……………………….
- Организационный раздел
- Методические приемы обучения……………..……………………..
- Техническое оснащение занятий…………………………………….
- Формы подведение итого………………………………………….
- Перечень методической литературы..........................................
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Направленность программы кружка
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное творческое отношение к миру.
Дошкольный возраст особенно важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме опытно-экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового и развивающей продуктивные формы мышления. Ребёнок, познавая окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, понюхать, постучать им. Известная пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». И действительно, ребенок усваивает все прочно и надолго лишь тогда, когда он слышит, видит и обязательно делает сам. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева, отмечают основную особенность экспериментальной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним».
Мы, педагоги и родители, в свою очередь, хотим видеть наших воспитанников и детей - самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Понимая все значение экспериментирования для развития познавательных способностей детей, мной была разработана программа кружка для детей старшего дошкольного возраста.
- Новизна программы кружка состоит:
-в применении метода экспериментирования - творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными;
-в поэтапном развитии умственных способностей старших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
-в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
- Актуальность и педагогическая целесообразность программы
В основе возникновения и развития опытно-экспериментальной деятельности лежит потребность ребенка в новых впечатлениях, направленных на познание окружающего мира. Актуальность программы состоит в том, что с помощью метода экспериментирования, дети получают реальные представления о
различных сторонах обследуемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе явлений окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Также применение метода экспериментирования положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков.
- Цели и задачи
Цель:
Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности с объектами окружающей среды.
Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:
- Расширить представления детей об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.
- Обучить детей проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.
- Сформировать опыт выполнения правил техники безопасности и умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Развивать и совершенствовать речь детей.
- Повысить компетентность родителей по организации детского экспериментирования в семье и ДОУ.
- Принципы и подходы к формированию программы
Программа построена на принципах:
- Принцип последовательности. От простого к сложному. Познавательные задачи предъявляются детям в определенной последовательности. В начале предлагаются простые задачи, в которых следствие непосредственно возникает из причины. После установления общей закономерности явления необходимо подвести их к пониманию более сложных связей и отношений, ставить задачи, требующие установлению цепных связей.
- Принцип систематичности. Систематическое использование приемов поисковой деятельности приводит к тому, что она становится способом самостоятельной деятельности детей.
- Принцип доступности и безопасности (использование доступного и безопасного материала детям).
Проводимые эксперименты должен отвечать условиям:
- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;
- безотказность конструкции и приборов, однозначность получения результа;
- показ только существенных сторон явления или процесса.
- Принцип наглядности. Схемы, рисунки, модели, алгоритмы, используются как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.
- Принцип самостоятельности. Под влиянием поисковой деятельности у детей развивается элемент самостоятельного творческого мышления. Радость самостоятельных открытий раскрывает интерес к природе.
- Принцип индивидуальности. Осуществляется индивидуальный подход к детям.
- Принцип сотрудничества. Личное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
- Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
- Принцип взаимодействия с семьей.
- Отличительные особенности программы
Поисково-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Кроме того, опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды детской деятельности.
Метод экспериментирования, являясь интегрирующимся видом деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Сроки реализации рассчитаны на один год обучения.
- Формы работы, структура и режим занятий
Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется во второй половине дня один раз в неделю. Каждое занятие предусматривает проведение как теоретической, так и практической части со всеми детьми группы Практическая часть предусматривает распределения детей по подгруппам. Занятие проходит – 30 минут.
Начало учебного года |
01.09. 2023г. |
Продолжительность учебного года в (неделях) |
36 недель |
Продолжительность учебных недель в месяц |
4 недели |
Продолжительность занятий в неделю |
1 занятие |
Окончание учебного года |
31.05.2024г. |
Формы работы:
-НОД, с использованием опытов;
-совместная и самостоятельная деятельность (игры дидактические и сюжетно-ролевые).
Непосредственно образовательная деятельность с детьми проводится в игровой форме и строится по одному и тому же плану:
- Подготовка к занятию, приветствие от лица игрового персонажа, объявление темы занятия.
- Закрепление темы прошлого занятия (какой эксперимент проводили, приемы проведения эксперимента).
- Введение в новую тему с использованием различных игровых методов и приемов, показ воспитателем процесса выполнения эксперимента, способа соединений веществ.
- Использование физкультминутки, способствующей переключению внимания детей.
- Закрепление нового материала через вербализацию детьми этапов и правил технической безопасности.
- Самостоятельное проведение эксперимента по техническому плану или по схеме, самоанализ своей работы: проблема, выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми, проверка гипотез, проверка итогов, вывод, фиксация результатов.
- Рефлексия.
Место воспитателя по обучению детей опытно-экспериментальной деятельности с различными веществами, меняется по мере развития овладения детьми навыками выполнения экспериментов. На первых занятиях всегда организуется полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, к показу привлекаются дети, допускается самостоятельная работа по карточкам- схемам или словесному описанию.
При ознакомлении дошкольников с различными техниками используются загадки, стихотворения, раскрывающие тему занятия: энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы интересных историй, знаменательных датах, сюрпризные моменты с использованием различных игровых персонажей.
Это способствует лучшему усвоению материала и доступному ознакомлению со сложными для восприятия темами.
- Ожидаемые результаты и способы их проверки
- Дети владеют знаниями об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы.
- Дети умеют проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.
- У детей сформирован опыт выполнения правил техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов.
- У детей развита связная речь, словарь обогащён специальной терминологией.
- Родители компетентны в вопросах организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2.3. Комплексно -тематический план программы
Сентябрь
1. Знакомство с опытами с техникой безопасности. Опыт со свечой и стаканом |
Ребёнок убедится, что огонь сжигает кислород, а из-за отсутствия воздуха давление внутри ёмкости снижается и образуется вакуум. |
Что понадобится: свеча, стакан. |
2. Делаем эксперимент для детей: лампа из лавы. |
Чтобы получить настоящую лавовую лампу, необязательно ее покупать. Благодаря реакции соды и лимонной кислоты, которую провоцирует вода, можно добиться такого же эффекта. Главное — выбрать подходящий стеклянный сосуд. |
Что понадобится: растительное масло, сода, лимонная кислота, вода и любой пищевой краситель. Что делаем: Наливаем растительное масло в любую вытянутую стеклянную емкость; В отдельном месте замешиваем столовую ложку воды и ложку лимонной кислоты; Высыпаем смоченную кислоту в сосуд с маслом; Капаем немного пищевого красителя в емкость, наполненную водой; Выливаем окрашенную воду в сосуд с маслом и оставляем его открытым. !!! Вместо стеклянной емкости можно использовать прозрачную бутылочку от любой косметики, так даже удобнее, потому что не придется отмывать посуду от растительного масла. |
3. Маятник из обычной свечи. |
Как увлечь ребенка физикой, нет ничего лучшечем показывать ребенку эксперименты, объясняющие азы этой науки. Таким является свечной маятник, который легко создать |
Что понадобится: два бокала, свеча с длиной в 15 сантиметров и диаметром в 2 сантиметра, металлическая спица для вязания и зажигалка. Что делаем: Нижний конец свечи аккуратно очищаем от парафина; Примерно в середине свечку протыкаем металлической спицей; Выставляем два бокала рядом, а потом кладем поверх них спицу, на которую нанизана свеча; Поджигаем свечу с обоих концов. |
4. Движущаяся вода |
Этот занимательный и зрелищный |
Что понадобится: набор акварельных красок, маленькие стеклянные стаканчики по количеству цветов, вода, обыкновенные |
|
эксперимент с водой поможет ребенку понять, как происходит смешение цветов. А еще он показывает, как вода может двигаться незаметно для человеческого глаза. |
влажные салфетки. Что делаем: Сворачиваем салфетки в полосочки одинакового размера; Выставляем стаканы по кругу и наполняем водой примерно на 75%; В каждый второй стакан капаем краску и смотрим, чтобы жидкость полностью изменила оттенок; Соединяем стаканы салфетками и смотрим, как постепенно вода поднимается, а в чистых стаканах формируются цвета. |
Октябрь
1. Давление воздуха: видим своими глазами |
Когда ты ребенок, вообразить атмосферу и ее эффект особенно сложно. Но этот эксперимент показывает, что мир физики гораздо сложнее, ведь именно благодаря ему ребенок может увидеть действие атмосферного давления. |
Что понадобится: вода, прозрачный стакан, ненужный лист плотной бумаги. Что делаем: Сначала показываем ребенку, что вода капает, если ее немного вылить из стакана, а бумага падает; Наливаем в стакан заготовленную воду; Прикрываем его бумагой и, придерживая, быстро переворачиваем вверх дном; Убираем ладонь и видим, что вода не выливается, потому что на нее и на бумагу действует давление. |
2. Познавательн ый опыт для детей с соленой водой |
Многие дети из личного опыта знают, что плавать в соленой воде проще, чем в пресной. Следующий простой эксперимент, который может проводить даже дошкольник, только подтвердит утверждение |
Что понадобится: два сырых куриных яйца, поваренная соль, два стакана и вода. Что делаем: Надо налить в стаканы воду, в один из них высыпается соль, все тщательно размешивается; В каждый стакан погружается яйцо; Наблюдаем, как в чистой воде яйцо тонет, а в соленой всплывает на поверхность. |
3. Яйцо без скорлупки — |
Ребенок не хочет чистить зубы? Тогда время |
Что понадобится: стакан уксуса, куриное яйцо. Что делаем: |
как «живое» |
познакомить его с тем, насколько легко разрушить что-либо из кальция. Для примера можно провести этот занимательный химический эксперимент. |
Заливаем уксус в емкость, в которой будет проходить опыт; Кладем в нее яйцо и убираем в спокойное теплое место; Через несколько дней видим, что кальциевая оболочка скорлупы полностью уничтожена и рассматриваем яйцо. |
4. Разноцветное молоко, которое движется |
Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке. |
Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды. Что делаем: Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев; С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов; Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит; Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски; Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки. |
Ноябрь
1. Увлекательный детский эксперимент: воздушный шарик надувается сам |
Этот простейший детский эксперимент показывает, что в мире существуют разнообразные газы. Он пройдет особенно удачно, если маленький ученый любит воздушные шарики. |
Что понадобится: бутылочка с узким горлом, воздушный шарик любого цвета, сода, уксус. Что делаем: Налейте в бутылку уксус так, чтобы было заполнено примерно 20% от объема; Положите в шарик до четырех ложечек соды; Натяните шарик на бутылку, при этом следите, чтобы сода не высыпалась сразу же внутрь; Когда шарик будет плотно натянут, аккуратно отпустите его и наблюдайте, как он мгновенно надувается. !!! Можно объяснить ребенку, что из-за совмещения уксуса и соды вырабатывается углекислый газ, он и помогает шарику так |
|
|
быстро и легко раздуться. |
2. Эксперимент для детей: змейка из пепла |
Этот занимательный опыт для детей также называют фараоновой змеей. Все из-за того, что вещество во время реакции будет извиваться, совсем как рептилия. Если ребенок не из пугливых, ему точно понравится этот эксперимент |
Что понадобится: просеянный песок, сахарная пудра, спирт в 95%, пищевая сода, зажигалка или спички. Что делаем: Из песка сделайте небольшую горку, пропитайте ее спиртом и сделайте на вершине небольшое углубление; Смешайте чайную ложечку пудры и четверть ложки соды; Положите смесь в уже сделанную ямку; Подожгите спирт и дождитесь, чтобы вся смесь почернела, а из нее резко начала «выползать» фараонова змея. |
3. Самозатухаю- щая свеча |
Другой трюк с огнем называется самозатухающая свеча. С его помощью можно разобраться, как образуется и действует углекислый газ. |
Что понадобится: стеклянный стакан, блюдце, свеча в алюминиевой гильзе, вода и зажигалка. Что делаем: Положите свечку в центр блюдца; Заполните блюдце водой так, чтобы она доходила до бортиков свечи; Зажгите фитиль и дайте ему разгореться; Накройте свечу стаканом; Смотрите, как огонь гаснет, а вода быстро собирается из блюдца в стакан. |
4. Увлекательные эксперименты для детей: разная плотность жидкостей |
Понятие плотности вводится уже в школьном курсе физики. Но этот небольшой эксперимент поможет маленькому исследователю понять, что даже жидкости могут иметь разные плотности. |
Что понадобится: прозрачный высокий стакан, вода, жидкий краситель, жидкое мыло, подсолнечное масло, четыре мерных стаканчика. Что делаем: Наливаем все жидкости в мерные стаканчики; Смешиваем воду и краситель; Заливаем в высокий стакан жидкое мыло; Сверху выливаем подкрашенную воду; Потом в высокий стакан добавляем подсолнечное масло. !!! Важно: этот опыт показывает, что жидкости с разной плотностью не смешиваются, поэтому в большом стакане и образуются необычные слои. |
Декабрь
1. Детский эксперимент: лук ест кислород |
Экспериментиров ать можно и с растениями, например, с луком. Этот опыт показывает, как растение может поглощать кислород и тем самым воздействовать на горение |
Что понадобится: пророщенный лук, стаканчик с жидкостью, пластилин и спички. Что делаем: Поместите луковицу в воду, примерно через неделю появятся корешки; Слейте жидкость и оставьте луковицу в стакане еще на 12 часов; После уберите луковицу и опустите в емкость горящую спичку, на этом этапе ничего не произойдет; Верните луковку на место, заклейте стык пластилином; Через несколько часов быстро достаньте луковицу и погрузите спичку опять, наблюдайте, как она гаснет. |
2. Ледяные мыльные пузыри |
Ребенок не хочет ждать лета, чтобы играть с мыльными пузырями? Тогда точно стоит провести этот эксперимент вместе с ним. Мыло замерзает при температуре в -7 градусов, поэтому провести его довольно просто. |
Что понадобится: непосредственно жидкость для мыльных пузырей, свежий снег. Что делаем: Подготовьте жидкость для запускания пузырей; Если ее нет, смешайте воду, жидкое мыло и глицерин; Найдите свежую снежинку и аккуратно выдуйте на нее мыльный пузырь; Смотрите, как пузырь быстро покрывается льдом и покрывается уникальным узором. |
3. Живая вода |
Опыты с водой считаются одними из наиболее простых в исполнении. Обязательно присмотритесь к ним, если вы не хотите тратить много ресурсов на экспериментирова ние |
Что понадобится: емкость с водой, две веточки с почками. Что делаем: Заполните емкость чистой водой; Установите в стакан срезанную на улице веточку, а вторую положите рядом; Через некоторе время проанализируйте с ребенком, почему почки у той, которая стояла в воде, распустились. Сколько времени занимает эксперимент: несколько дней !!!Важно: можно немного поменять условия эксперимента, например, поставить третью ветку в воду, в которой была растворена |
|
|
пищевая соль. |
4. Дождь из тучки |
Оказывается, можно сделать настоящую тучку. Чтобы реализовать эту яркую идею, понадобится довольно неожиданный материал, а именно пена для бритья. Но не сомневайтесь в этом эксперименте, он все еще простой и понятный. |
Что понадобится: баночка с водой, пена для бритья, пищевые красители любых цветов. Что делаем: Растворите красители всех заранее заготовленных цветов; На заполненную водой баночку вылейте пену в виде тучки; Залейте поверх пены краситель и наблюдайте, как из тучки появляется разноцветный дождь. |
.
Январь
1. Эксперимент для детей: дырявый пакетик |
Пластик окружает нас в любом возрасте. Этот эксперимент поможет познакомить ребенка с одним из наиболее распространенных материалов. И понять, что совершенно не важно, есть ли в нем дырки или нет! |
Что понадобится: вода, прозрачный пакетик, остро заточенные карандаши. Что делаем: Наполните пакет водой, на первом этапе в нем не должно быть каких- либо дыр; Для удобства завяжите его; Аккуратно проткните пакет карандашом насквозь, делать это лучше над раковиной; Наблюдайте, как пакет будет удерживать воду. !!!Полиэтилен — материал пластичный. Поэтому, когда его протыкают, он как бы растягивается вокруг карандаша. |
2. Домашний вулкан |
Ребенок любит яркие эксперименты? Тогда точно создаем вулкан. Особенно часто такой опыт впечатляет тех, кто еще не начал изучать химию и физику, поэтому его часто |
Что понадобится: пластилин, нежалимая бутылка, сода, пищевой краситель, уксус. Что делаем: Сначала нужно взять бутылку, желательно, чтобы у нее было тонкое горлышко, ее облепливают пластилином; Внутрь нужно залить теплую воду, добавить соду и краситель; Позвольте ребенку налить внутрь уксус и наблюдайте, как импровизированная лава выходит из |
|
проводят в детских садах. |
вулкана. |
3. Радуга на столе |
Возможно, физика ребенку еще не известна. Но он явно сталкивался с таким природным явлением как радуга. Создать радугу можно, но тут без помощи взрослого совсем маленькому экспериментатору вряд ли можно обойтись. |
Что понадобится: емкость с водой, фонарь, зеркало, бумага. Что делаем: Поместите на дно емкости с водой зеркало; Начните под небольшим углом светить на стекло; Аккуратно меняйте положение руки, чтобы размер и четкость радуги менялись. !!! Это интересно: радугу можно создать любых размеров, тут все зависит от величины емкости с водой, поэтому такой опыт часто проводят, чтобы после сделать милые фотографии. |
4. Кристаллы |
Солевые кристалы растить нужно довольно долго, поэтому для нетерпеливых и очень маленьких детей эксперимент не подойдет. Однако результат стоит любого ожидания, потому что они выглядят невероятно красиво. |
Что понадобится: емкость с водой, соль, нитка или проволока. Что делаем: Растворите соль в воде и тщательно все размешайте, можно добавить краситель, но это не обязательно; Возьмите заранее заготовленную нитку или проволоку, поместите их в раствор; Оставьте все в спокойном затемненном месте и проверяйте, как соль постепенно нарастает на основе. |
Февраль
1. Делаем слайм сами |
В 2020 году слаймы были максимально популярными. Именно поэтому появилось много рецептов для их создания. Состав у слайма очень простой, поэтому с таким опытом может справиться сам ребенок. |
1. Делаем слайм сами Что понадобится: краситель любимого цвета, вода, сода и клей. Что делаем: Воду с красителем и клей надо размешать, клей берут из рассчета, что это и будет объем слайма; В отдельной емкости часть клея замешивается с пищевой содой; Все пересыпается в пакетик и активно размешивается до однородного состояния. Слайм готов! Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут |
2. Слоновья зубная паста |
Дети с ранних лет знают, что слоны огромны. Легко предположить, что и их зубы гораздо больше человеческих. Предложите ребенку приготовить слоновью зубную пасту. Для ее создания нужны минимальные знания о химии и немного вдохновения. |
Что понадобится: перекись водорода, вода, марганцовка и жидкое мыло. Что делаем: Сначала нужно растворить марганцовку в воде; К окрашенной жидкости добавьте мыло; В финале нужно залить в смесь перекись водорода; Наблюдайте, как жидкость набухает и превращается в громадную пасту. !!!Обратите внимание: чтобы не столкнуться с беспорядком, стоит проводить этот эксперимент не в емкости с широким горлышком, а в бутылке. Её потом будет не жалко выбросить. |
3. Невидимые лимонные чернила |
Ребенок интересуется мистикой и любит секреты? Тогда научите его готовить невидимые чернила. Скорее всего, этот эксперимент надолго увлечет его. |
Что понадобится: перекись водорода, вода, марганцовка и жидкое мыло. Что делаем: Сначала нужно растворить марганцовку в воде; К окрашенной жидкости добавьте мыло; В финале нужно залить в смесь перекись водорода; Наблюдайте, как жидкость набухает и превращается в громадную пасту. !!!Обратите внимание: чтобы не столкнуться с беспорядком, стоит проводить этот эксперимент не в емкости с широким горлышком, а в бутылке. Её потом будет не жалко выбросить. |
4. Колыбель Ньютона |
Этот эксперимент подойдет уже не совсем маленьким ученым, потому что осмыслить, что произошло, без базовых знаний физики довольно трудно. |
Что понадобится: три примерно одинаковые бутылки, вода, небольшой мячик. Что делаем: Наполните бутылки одинаковым количеством жидкости; Поставьте бутылки друг с другом в ряд; С силой киньте мячик в ближайшую бутылку и наблюдайте, как падает третья в ряду. !!!Так происходит, потому что кинетическая энергия преображается в потенциальную. Простыми словами, потому что сила удара |
|
|
пропускается через поверхность. |
Март
1. Электропоезд из батареек |
Любите физику? Имеете у себя небольшую коллекцию батареек и знаете, где достать моток проволоки? Тогда этот эксперимент точно вам подойдет. По сути, в его ходе можно создать настоящий вечный двигатель. |
Что понадобится: медная проволока, магниты, батарейка, книги и любые другие «препятствия» для поезда. Что делаем: Медную проволоку надо скрутить в импровизированный тоннель; Выложите ее так, чтобы был некий рельеф, например, подложите вниз книги или вылепите склоны из пластилина; «Запустите» внутрь батарейку, закрепив к ее краям неодимовые магниты; Смотрите, как электрический поезд сам движется внутри медного тоннеля. |
2. Настоящий хамелеон |
Этот опыт отличается от предыдущих, потому что в нем важнее не какая- то химическая реакция, а умение ребенка рисовать. Но, возможно, этим он и интересен |
Что понадобится: две пластиковые тарелки одинакового размера, игрушечные глаза, игла и нитки, фломастеры, ножницы. Что делаем: Поручите ребенку разукрасить тарелку на свой вкус, можно предложить нарисовать все цвета радуги; Сами вырежьте фигуру хамелеона на второй тарелке; Наложите одну тарелку на другую и сшейте их между собой в середине; Налепите на хамелеонов глаза и медленно крутите, наблюдая, как меняются цвета у бумажного хамелеона. |
3. Зажигаем радугу |
Есть лишняя пачка Skittles? Тогда обязательно воспользуйтесь этим вариантом игры с ребенком. Выходит уж очень наглядно. И, конечно, заставляет задуматься о том, как работают пищевые красители. |
Что понадобится: тарелка, вода и пачка конфеток Skittles. Что делаем: Налейте в тарелку чистую воду; Выложите по краю тарелки конфеты; Ждите, пока не начнется химическая реакция, и наблюдайте, как к центру тарелки сходится радуга. |
4. Танцующие человечки |
Правильно этот опыт называется ньютоновская жидкость. Но, если экспериментатор еще не знаком с именем   |