Сайт воспитателя Шерудило Анны Александровны

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША» (для детей 3-4 лет)

01 сентября 2022

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Исетский детский сад «Ивушка» Исетского района Тюменской области

  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально - гуманитарной направленности

«ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША»

возрастная категория - 3 - 4 года

срок реализации – 2022 – 2023 учебный год бесплатный

Руководитель кружка

Шерудило Анна Александровна воспитатель Исетского детского сада «Солнышко» филиал МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»

 

Пояснительная записка

 

Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет, и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

Рабочая программа «Волшебные блоки Дьенеша» разработана на основе методических пособий «Дидактические игры - занятия в ДОУ» автор Е. Н. Панова, и «Давайте вместе поиграем», авторы: Лелявина Н.О, Финкельштейн Б.Б. и рассчитана для детей 3-4 лет.

 

Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Формировать умение следовать устным инструкциям;
  • Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник.

Развивающие:

  • Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
  • Формировать стремление доводить дело до конца.

Срок реализации программы – 1 год.

 

Планируемые результаты освоения программы «Волшебные блоки Дьенеша» К концу учебного года дети научатся:

  • сравнивать, анализировать, классифицировать;
  • знать цвет, форму, размер;
  • ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • уметь пользоваться простыми схемами;
  • различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету;
  • уметь классифицировать и обобщать предметы по признакам;

Формы работы:

  • занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.
  • самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения)
  • совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры)

 

Методы и приемы:

  • Наглядные (плакаты, таблицы, схемы, зарисовки, показ);
  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа, художественное слово);
  • Практические (сравнение,          экспериментирование,           упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры).

 

Средства: блоки Дьенеша, схемы, ИКТ.

 

Особенности осуществления образовательного процесса

Решение образовательных задач рабочей программы «Волшебные блоки Дьенеша» осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работой с дошкольниками. Не смотря на то, что логическое мышление у дошкольников только начинает развиваться, работать с блоками Дьенеша можно начать уже со второй младшей группы.

 

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

 

Перспективный план взаимодействия с родителями

Октябрь - Буклет «Роль игры с логическими блоками Дьенеша для детей второй младшей группы»

Май - Представление опыта работы: оформление презентации «Волшебные блоки Дьенеша за 2022-2023 уч. гг»

 

Перспективный план работы кружка «Волшебные блоки Дьенеша»

 

Тема

Программное содержание

Сентябрь

 

«Блоки Дьенеша»

Познакомить детей с блоками.

 

Дидактическая игра «Найди» знакомство с блоками.

«Незнайка друзья»

и

его

Познакомить детей с прямоугольником; Упражнять в умении различать и называть прямоугольник и квадрат, квадратную и прямоугольную форму предметов. Стр. 26 Е. Н. Панова

«Треугольник»

Уточнить знания детей о геометрической фигуре – треугольник. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Стр. 27-28 Е. Н. Панова

Октябрь

 

«Круг»

Уточнить знания детей о геометрической фигуре – круг. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать.   Развивать   логическое   мышление,

побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Стр. 29

«Квадрат»

Уточнить знания детей о геометрической фигуре – квадрат. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Стр.

30-31

«Друзья»

Закреплять умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять их в группы, обобщать, классифицировать геометрические фигуры по свойствам и признакам. Находить общие для всех предметов группы признаки. Развивать умение подобрать предметы по форме в соответствии с геометрическим образцом, учить различать

геометрические фигуры. Стр. 31-32

«Круг. Овал»

Закреплять     представление    о     геометрических    фигурах, познакомить детей с понятием «овал», обогащать сенсорный

опыт     выделения    овала.    Развивать     мышление,    память, внимание. Стр. 33-34

Ноябрь

 

«На полянке»

Учить детей описывать блок с помощью кодов. Стр 34-35.

«Поезд»

Учить детей классифицировать геометрические фигуры по

двум признакам: цвету и форме. Стр. 37-39

«Пять      волшебных

сундучков»

Развивать    умение    анализировать,    сравнивать,    различать

геометрические фигуры. Стр 39-40

«Прямоугольник»

Уточнить                    знания детей о                    геометрической

фигуре (прямоугольник). Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Стр. 40-41

Декабрь

 

«Поможем

Развивать

у детей

логическое

мышление,

память,

               

 

Мальвине

сообразительность;

Развивать       умение       обобщать       объекты свойствам (форма, цвет, величина) Стр. 41-42

по

трём

«Овал»

Познакомить детей с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры,

находить      их      в      предметах окружающей      обстановки. Развивать логическое мышление. Стр. 42-43

«Веселые лягушата»

Учить  сравнивать  два  предмета  по     ширине.    Закрепить

геометрические фигуры и их свойства. Стр 44-46

«Путешествие

занимательную математику»

в

Развитие умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам. Стр 49-51

Январь

 

«Микки      Маус

зоопарке»

в

Развитие    умения    выделять     заданную    геометрическую

фигуру. Знакомить с числом 5 Стр 51-53

«Цирк»

Развивать       наблюдательность,      логическое      мышление,

закрепить понятия большой, маленький. Стр 53-55.

«В гостях у сказки»

Формировать понятие о множестве. Упражнять в сравнении предмета по длине. Развивать творческое мышление. Стр 55-

57

«Чудесный мешочек»

Закрепить умение классифицировать множества по двум свойствам (цвет  и  форма,  размер  и  форма).  Развивать

умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее. Стр 57-59

Февраль

 

«Волшебные картинки,             или Новые приключения

колобка»

Развитие мыслительных операций, речи, умения обосновывать правильность суждений. Закрепить понятие детей о  геометрических  фигурах:  круг,  квадрат,

треугольник, прямоугольник; Стр. 59-61

«Ты кто, малыш?»

Развивать умение находить сходство и различия. Развивать

умение    пользоваться    карандашом,    линейкой,    развивать мелкую моторику рук. Стр 61-63.

«Учимся играя!»

Развивать внимание и вызывать радость. Закрепить понятия

один, много. Стр 63-66

«Город         цветных

человечков»

Закрепить знания детей о понятии шар, форма. Упражнять в

сравнивать по величине. Стр 66-67

Март

 

«К        нам        весна шагает…»

Формировать представление детей о времени года- весне. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Закреплять умение разливать геометрические фигуры по форме  и  цвету.  Воспитывать  заботливое  отношение  к

животным Стр. 49-51.

«Секретики»

Развивать мелкую моторику рук. Учить ориентироваться на

листе бумаги. Стр 67-69

«Игры            лисенка Рыжика»

Вызвать у детей желание участвовать в совместной игре. Воспитывать прилежание и внимательное отношение друг к

другу. Стр 69-72

«Мы едим, едим»

Формировать умение находить в окружающей обстановке

 

 

один     или     несколько     предметов.     Знакомить     детей     с

основными цветами. Стр 72-73

Апрель

 

«Веселый паровозик»

Совершенствовать     в     определении    цвета,     формировать логическое мышление, умение группировать предметы по

признакам сходства. Стр 74-76.

Дидактические игры

«Сделай узор», «Воздушные шары», «Запомни узор».

 

«Найди свой домик», «Пригласительный билет».

 

«Муравьи», «Карусель», «Найди и назови».

Май

 

 

«Разноцветные     шары»,     «Волшебный     ключик»,     «Поле

чудес».

 

«На полянке», «Поезд», «Равенство».

 

. «Подари кукле бусы», «Определи и разложи по цвету»,

«Найди и разложи по форме».

 

«Цыпленок»,      «Рыбка»,      «божья     коровка»,      «Елочка»,

«Домик».

 

 

Список используемой литературы

  1. Игры с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
  2. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» младший возраст, выпук

№1. ТЦ «Учитель»

  1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Оставить комментарий: