Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША» (для детей 3-4 лет)
01 сентября 2022
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Исетский детский сад «Ивушка» Исетского района Тюменской области
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально - гуманитарной направленности
«ВОЛШЕБНЫЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША»
возрастная категория - 3 - 4 года
срок реализации – 2022 – 2023 учебный год бесплатный
Руководитель кружка
Шерудило Анна Александровна воспитатель Исетского детского сада «Солнышко» филиал МАДОУ «Исетский детский сад «Ивушка»
Пояснительная записка
Ребёнок по своей природе - исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет, и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Блоки Дьенеша – дидактический материал является международным математическим материалом и используется для обучения детей математике с 1 года до 10 лет. Этот дидактический материал очень эффективен в качестве предматематической подготовке к школе. Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.
Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.
Рабочая программа «Волшебные блоки Дьенеша» разработана на основе методических пособий «Дидактические игры - занятия в ДОУ» автор Е. Н. Панова, и «Давайте вместе поиграем», авторы: Лелявина Н.О, Финкельштейн Б.Б. и рассчитана для детей 3-4 лет.
Цель: развитие умственных способностей в комфортной среде.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формировать умение следовать устным инструкциям;
- Познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник.
Развивающие:
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к интеллектуальным играм;
- Формировать стремление доводить дело до конца.
Срок реализации программы – 1 год.
Планируемые результаты освоения программы «Волшебные блоки Дьенеша» К концу учебного года дети научатся:
- сравнивать, анализировать, классифицировать;
- знать цвет, форму, размер;
- ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- уметь пользоваться простыми схемами;
- различать геометрические фигуры по величине, форме, цвету;
- уметь классифицировать и обобщать предметы по признакам;
Формы работы:
- занятия в кружке проводятся в интегрированной форме, совместная деятельность, индивидуальная работа.
- самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения)
- совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (сюжетно- ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры)
Методы и приемы:
- Наглядные (плакаты, таблицы, схемы, зарисовки, показ);
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа, художественное слово);
- Практические (сравнение, экспериментирование, упражнения, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры).
Средства: блоки Дьенеша, схемы, ИКТ.
Особенности осуществления образовательного процесса
Решение образовательных задач рабочей программы «Волшебные блоки Дьенеша» осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работой с дошкольниками. Не смотря на то, что логическое мышление у дошкольников только начинает развиваться, работать с блоками Дьенеша можно начать уже со второй младшей группы.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Перспективный план взаимодействия с родителями
Октябрь - Буклет «Роль игры с логическими блоками Дьенеша для детей второй младшей группы»
Май - Представление опыта работы: оформление презентации «Волшебные блоки Дьенеша за 2022-2023 уч. гг»
Перспективный план работы кружка «Волшебные блоки Дьенеша»
Тема |
Программное содержание |
||||||
Сентябрь |
|
||||||
«Блоки Дьенеша» |
Познакомить детей с блоками. |
||||||
|
Дидактическая игра «Найди» знакомство с блоками. |
||||||
«Незнайка друзья» |
и |
его |
Познакомить детей с прямоугольником; Упражнять в умении различать и называть прямоугольник и квадрат, квадратную и прямоугольную форму предметов. Стр. 26 Е. Н. Панова |
||||
«Треугольник» |
Уточнить знания детей о геометрической фигуре – треугольник. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Стр. 27-28 Е. Н. Панова |
||||||
Октябрь |
|
||||||
«Круг» |
Уточнить знания детей о геометрической фигуре – круг. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Стр. 29 |
||||||
«Квадрат» |
Уточнить знания детей о геометрической фигуре – квадрат. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Развивать логическое мышление, побуждать детей выполнять задание самостоятельно. Стр. 30-31 |
||||||
«Друзья» |
Закреплять умение выделять отдельные предметы из группы предметов и объединять их в группы, обобщать, классифицировать геометрические фигуры по свойствам и признакам. Находить общие для всех предметов группы признаки. Развивать умение подобрать предметы по форме в соответствии с геометрическим образцом, учить различать геометрические фигуры. Стр. 31-32 |
||||||
«Круг. Овал» |
Закреплять представление о геометрических фигурах, познакомить детей с понятием «овал», обогащать сенсорный опыт выделения овала. Развивать мышление, память, внимание. Стр. 33-34 |
||||||
Ноябрь |
|
||||||
«На полянке» |
Учить детей описывать блок с помощью кодов. Стр 34-35. |
||||||
«Поезд» |
Учить детей классифицировать геометрические фигуры по двум признакам: цвету и форме. Стр. 37-39 |
||||||
«Пять волшебных сундучков» |
Развивать умение анализировать, сравнивать, различать геометрические фигуры. Стр 39-40 |
||||||
«Прямоугольник» |
Уточнить знания детей о геометрической фигуре (прямоугольник). Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Стр. 40-41 |
||||||
Декабрь |
|
||||||
«Поможем |
Развивать |
у детей |
логическое |
мышление, |
память, |
||
Мальвине |
сообразительность; Развивать умение обобщать объекты свойствам (форма, цвет, величина) Стр. 41-42 |
по |
трём |
|
«Овал» |
Познакомить детей с овалом и его свойствами, закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры, находить их в предметах окружающей обстановки. Развивать логическое мышление. Стр. 42-43 |
|||
«Веселые лягушата» |
Учить сравнивать два предмета по ширине. Закрепить геометрические фигуры и их свойства. Стр 44-46 |
|||
«Путешествие занимательную математику» |
в |
Развитие умение сравнивать предметы по одному-четырем свойствам. Стр 49-51 |
||
Январь |
|
|||
«Микки Маус зоопарке» |
в |
Развитие умения выделять заданную геометрическую фигуру. Знакомить с числом 5 Стр 51-53 |
||
«Цирк» |
Развивать наблюдательность, логическое мышление, закрепить понятия большой, маленький. Стр 53-55. |
|||
«В гостях у сказки» |
Формировать понятие о множестве. Упражнять в сравнении предмета по длине. Развивать творческое мышление. Стр 55- 57 |
|||
«Чудесный мешочек» |
Закрепить умение классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма, размер и форма). Развивать умение находить и на ощупь определять геометрическую фигуру, называть ее. Стр 57-59 |
|||
Февраль |
|
|||
«Волшебные картинки, или Новые приключения колобка» |
Развитие мыслительных операций, речи, умения обосновывать правильность суждений. Закрепить понятие детей о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; Стр. 59-61 |
|||
«Ты кто, малыш?» |
Развивать умение находить сходство и различия. Развивать умение пользоваться карандашом, линейкой, развивать мелкую моторику рук. Стр 61-63. |
|||
«Учимся играя!» |
Развивать внимание и вызывать радость. Закрепить понятия один, много. Стр 63-66 |
|||
«Город цветных человечков» |
Закрепить знания детей о понятии шар, форма. Упражнять в сравнивать по величине. Стр 66-67 |
|||
Март |
|
|||
«К нам весна шагает…» |
Формировать представление детей о времени года- весне. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Закреплять умение разливать геометрические фигуры по форме и цвету. Воспитывать заботливое отношение к животным Стр. 49-51. |
|||
«Секретики» |
Развивать мелкую моторику рук. Учить ориентироваться на листе бумаги. Стр 67-69 |
|||
«Игры лисенка Рыжика» |
Вызвать у детей желание участвовать в совместной игре. Воспитывать прилежание и внимательное отношение друг к другу. Стр 69-72 |
|||
«Мы едим, едим» |
Формировать умение находить в окружающей обстановке |
|
один или несколько предметов. Знакомить детей с основными цветами. Стр 72-73 |
Апрель |
|
«Веселый паровозик» |
Совершенствовать в определении цвета, формировать логическое мышление, умение группировать предметы по признакам сходства. Стр 74-76. |
Дидактические игры |
«Сделай узор», «Воздушные шары», «Запомни узор». |
|
«Найди свой домик», «Пригласительный билет». |
|
«Муравьи», «Карусель», «Найди и назови». |
Май |
|
|
«Разноцветные шары», «Волшебный ключик», «Поле чудес». |
|
«На полянке», «Поезд», «Равенство». |
|
. «Подари кукле бусы», «Определи и разложи по цвету», «Найди и разложи по форме». |
|
«Цыпленок», «Рыбка», «божья коровка», «Елочка», «Домик». |
Список используемой литературы
- Игры с логическими блоками Дьенеша «Давайте вместе поиграем»
- Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» младший возраст, выпук
№1. ТЦ «Учитель»
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.